СМИ о нас

23.10.2022

Эксперт считает, что МТК Север-Юг поможет Астраханской области стать промышленным центром
По мнению научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, для этого необходимо наращивать инвестиции

Астраханский транспортный узел вследствие географического положения может стать центральным логистическим узлом для перевалки значимых товаров российского экспорта и в перспективе финансово-промышленным центром российского Каспия в рамках развития международного транспортного коридора Север-Юг. Об этом сообщил ТАСС в воскресенье научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета АНО "Афанасий Никитин" Александр Караваев.

"Благодаря своему расположению в устье и на побережье Каспия, Астраханский транспортный узел может стать центральным логистическим узлом для строительных материалов, металлургии, поставок цемента, удобрений, пиломатериалов, угля и других значимых товаров для российского экспорта. Соответственно, нужно наращивать инвестиции в складские мощности, подъездные пути, предприятия сферы транспортных и логистических услуг. Регион постепенно становится самостоятельным игроком во внешнеэкономической деятельности России на южном направлении. Нужно предложить инвесторам в области ряд ключевых проектов предприятий для обслуживания торговых маршрутов МТК Север-Юг", - сказал Караваев, уточнив, что Астрахань имеет все возможности реализовать себя финансово-промышленным центром российского Каспия.

Для этого, по словам эксперта, необходимо запускать отдельные точки роста, связанные с развитием судостроения для регионов России и стран Каспия, в том числе с перспективой создания новых особых экономических зон с участием стран Каспийского бассейна.

"Наличие ОЭЗ "Лотос" и в перспективе ОЭЗ на грузовом терминале Кутум [терминально-складской комплекс РЖД] может привлечь капиталы в те отрасли, которые требуют максимальное вовлечение в межрегиональную кооперацию, что относится к большинству сфер промышленности. Прямо сейчас можно воспользоваться инициативой Минэкономразвития России и создать ассоциацию СЭЗ Каспия, возглавив этот процесс. Возможно, будут перспективы у завода по ремонту и сборке новых контейнеров, включая рефрижераторные установки, учитывая их дефицит в России и на каспийских маршрутах", - сообщил Караваев, уточнив, что по данным астраханских властей, контейнерные перевозки через порты региона выросли в пять раз за последние три месяца.

По его словам, в судостроении основной акцент необходимо сделать на строительстве химовозов и танкеров, учитывая, что Россия заключила соглашения на транзит в Иран 5 млн тонн нефти, а также на выполнении заказов от Туркмении и Азербайджана. "Эти страны обладают собственным судостроением и ремонтом, но амбициозные программы превышают их мощности. Если Азербайджан способен строить максимум шесть судов в год, астраханский кластер - около 14", - добавил эксперт.

Об МТК Север - Юг

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север-Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

Ранее в Министерстве экономического развития России заявили, что ожидают рост грузооборота по международному транспортному коридору Север-Юг к 2030 году до 25 млн тонн. 

Источник: Информационное агентство ТАСС

Возврат к списку