27.04.2024
– Сергей Юрьевич, в апреле Вашей компании исполнилось 9 лет. Какие итоги можно подвести к этому сроку?
– На самом деле подводить итоги девятилетней жизни проекта, который создавался на 49 лет, очень рано. Ведь не просто так определен законодательно «срок жизни» особых экономических зон. Чтобы на некогда пустом поле вырос хотя бы один завод, необходимо провести колоссальную работу – начиная от разработки проекта планировки территории, заканчивая, к примеру, подведением коммуникаций к участку резидента. Ну и самое главное – найти инвестора, убедить, сопровождать на каждом этапе реализации проекта.
Сколько таких заводов можно запустить за 9 лет? Вопрос риторический, где-то, может, каждый год открывается по одному заводу, а где-то – один в пять лет. Тут играет роль множество факторов.
Я считаю, что за 9 лет для региона с населением менее 1 млн человек и удаленностью от Центральной России почти в 1500 км мы достигли много. Учитывая, что первые 3 года приходилось заниматься разработкой документов, приведением в порядок земельных участков и поиском финансирования на строительство инфраструктуры. Напомню, что первый завод «с нуля» в ОЭЗ «Лотос» появился в конце 2018 года («Гекса-Лотос», производство геосинтетики), а неделей ранее мы завершили строительство первых объектов водоснабжения, электроснабжения и другой инженерной инфраструктуры.
Поэтому первых резидентов мы привлекали, даже не имея никакой инфраструктуры, что не в лучшую сторону отличало нас от других российских ОЭЗ, в которых резидентов приглашали уже на красивые разровненные участки с подведенной инфраструктурой.
Это 16 действующих резидентов, в том числе из Ирана и Италии, 4 запущенных производства, более 5 млрд руб. осуществленных инвестиций резидентами, 550 новых рабочих мест, два предприятия строится, еще три компании выйдут на площадку до конца этого года. Необходимо учитывать, что разгар развития ОЭЗ «Лотос» пришелся на санкции, изменение акцентов международной политики, коронавирус.
АО «ОЭЗ «Лотос» создано в 2015 году и является управляющей компанией ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос» в Наримановском районе и портовой ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области. Они объединены в Каспийский кластер согласно Постановлению Правительства РФ от 7.11.2020 г. № 1792. Управляющей компанией является АО «ОЭЗ «Лотос», которое с основания возглавлял Сергей Милушкин.
– Какое главное достижение Вы бы выделили?
– Главным достижением, пожалуй, можно назвать обоснование необходимости создания в Астраханской области портовой особой экономической зоны, которой мы впоследствии и стали управлять. Это пришлось на непростые 2018–2019-е годы, и тот факт, что нас поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин, а федеральное правительство выделило средства на создание инфраструктуры, говорит о многом. Но этому предшествовала колоссальная работа всего коллектива над проектом развития международного транспортного коридора «Север – Юг», мы считали и продолжаем считать, что Астрахань должна стать его центром, главным портовым хабом и местом объединения всех стран прикаспийской пятерки.
– Какие перспективы Вы видите в дальнейшем развитии ОЭЗ «Лотос»? Ведь изначально она создавалась как судостроительная зона, но сегодня ее резидентами являются компании из разных отраслей промышленности.
– Да, на этапе создания ОЭЗ «Лотос» акцент был сделан на формировании судостроительного кластера вокруг якорного резидента – судостроительного завода «Лотос» (входит в ЮЦСС, ОСК). Однако время показало, что резиденты судостроительной направленности могут вполне сосуществовать с компаниями, к примеру, из отрасли легкой промышленности. Перспективу диктует время и сам бизнес – акцент был смещен на азиатских партнеров, а растущий интерес к МТК «Север – Юг» стал привлекать в ОЭЗ «Лотос» резидентов из разных отраслей промышленности.
К примеру, у нас запущен масштабный российский завод по производству кормов для аквакультуры (АО «Рыбные корма»), строится первый в России иранский завод моющих средств. При этом реализуют проекты компании судостроительного профиля, а ОЭЗ «Лотос» привлекает все новые и новые заказы, в том числе под перспективу увеличения грузооборота по МТК «Север – Юг». На предприятии строятся инновационные земснаряды и современные контейнеровозы, эти проекты стали возможны не без участия АО «ОЭЗ «Лотос».
В ближайшей перспективе в ОЭЗ «Лотос» будет реанимировано два проекта, выйдут на стройку еще три резидента.
За 9 лет на территории ОЭЗ «Лотос» построены и введены в эксплуатацию 35 объектов инженерной инфраструктуры, на разных этапах строительства и проектирования находится еще 19 объектов.
В 2024 году в промышленную ОЭЗ «Лотос» планируется привлечь не менее двух новых компаний. Ведутся переговоры с компаниями из России, Беларуси, Китая, Ирана и других стран.
ОЭЗ «Лотос» ежегодно признавалась Минэкономразвития России эффективной и занимала достойные места в независимых рейтингах особых экономических зон. В 2020 году АО «ОЭЗ «Лотос» также стало управлять портовой ОЭЗ, созданной в Лиманском районе Астраханской области.
– Как сейчас идет развитие портовой ОЭЗ? Не изменился ли вектор в связи с внешнеполитическими событиями?
– В настоящее время идет обустройство первой очереди портовой ОЭЗ на территории 8 и 9 причалов порта Оля, которая будет представлять современные терминалы для приема контейнерных и генеральных грузов, масла и зерна. Здесь реализуют проекты два резидента – ООО «ПЛК «Каспий» и компания «Агротерминал Каспий». Общий объем заявленных инвестиций порядка 30 млрд руб. Возведены склады для временного хранения зерна, построена дорога к причалам, проведены первые тестовые отгрузки зерна по временной схеме. По плану принимать контейнерные грузы мы начнем летом этого года, когда будет установлено крановое оборудование, проведены необходимые работы на площадке и обустроен пункт пропуска. Мощность новых причалов составит более 2 млн тонн грузов.
Параллельно ведется строительство инфраструктуры и объектов первого этапа портовой ОЭЗ в рамках федерального финансирования. Подрядчиком, выигравшим в мае прошлого года открытый конкурс по 44-ФЗ, строятся подкрановые пути, сети водоснабжения, объекты электроснабжения, подъездная автомобильная дорога, здание управления портом и другие объекты. Работы идут в графике, сроки были немного скорректированы в связи необходимостью строительства пункта пропуска, скорректированный график согласован с правительством Астраханской области.
Мы ведем переговоры с рядом компаний, которые рассматривают реализацию проектов в портовой ОЭЗ. Подписано соглашение с ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» о намерениях по созданию логистического центра Туркменистана в портовой ОЭЗ. Получение статуса резидента также рассматривают российские и зарубежные компании с проектами в области производства муки, заморозки плодовоовощной продукции и транспортировки грузов.
– Какие еще проекты кроме портовой ОЭЗ необходимо, на Ваш взгляд, реализовать для ускорения развития МТК «Север – Юг»?
– Для полноценного запуска МТК «Север – Юг» только портовой инфраструктуры недостаточно. Тем более мы говорили о первой очереди портовой ОЭЗ – 8 и 9 причалы порта Оля. Для работы с тем грузопотоком, который сейчас идет через Иран, этого недостаточно даже с учетом существующих портовых мощностей в Астраханской области. Поэтому вместе с ООО «ПЛК «Каспий» ведется работа по реализации проекта большого контейнерного порта в районе ильменя Забурунный. Эта территория второго этапа развития портовой ОЭЗ. Там предполагается строительство около 20 причалов общей мощностью более 20 млн тонн грузов. Этот проект интересен ряду потенциальных партнеров из России и зарубежных стран, мы в этом направлении работаем.
Кроме портовой инфраструктуры много сопутствующих элементов, которые влияют на развитие МТК «Север – Юг». И это понимают в Правительстве Российской Федерации, поэтому в последнее время принимается много решений по дноуглублению, поддержке строительства судов и прочее. МТК «Север – Юг» – это комплексный проект, и каждая составляющая должна работать и вместе образовывать систему.
Необходимо решать вопросы с дефицитом контейнеров – строить завод в России, и такой проект мы обсуждали с китайскими партнерами. Нужно строить больше на российских верфях современных судов для перевозки контейнеров, создавать регулярную морскую линию между Россией и Ираном, снимать барьеры, в том числе в Иране, работать с Индией и другими странами. Мы всеми этими вопросами так или иначе занимаемся совместно с профильными ведомствами и партнерами, формируем грузовую базу, решаем проблемные вопросы на сухопутном участке маршрута в Иране.
Также важным является единое управление транскаспийским маршрутом МТК «Север – Юг», так как для реального запуска ему необходим единый механизм управления и поддержка на старте.
Современная ситуация на рынке логистических услуг ввела новый тренд на создание быстрого, удобного и рентабельного маршрута с выходом на Индию, Южную Азию, страны арабского мира и Восточной Африки. И этот маршрут будет пользоваться успехом, но его нужно «сшить», это большая комплексная работа.
– Ваша управляющая компания ведет активную работу с партнерами из Ирана и пользуется авторитетом в этой исламской стране. Расскажите, на каком этапе находится сотрудничество?
– Мы с первых дней работаем с партнерами из Ирана как по развитию МТК «Север – Юг», так и расширению сотрудничества между нашими резидентами и компаниями из Ирана, а также ведем поиск потенциальных резидентов.
К примеру, успешно работаем с экономическими зонами на севере и юге страны, крупнейшим на Ближнем Востоке иранским холдингом «Мостазафан». Результатом работы с Фондом стало создание совместной российско-иранской компании для организации автоперевозок между северными и южными портами Ирана.
Отдельным направлением является сотрудничество с иранскими партнерами по линии Союза «Технологии и логистика». Он зарегистрирован в прошлом году между АО «ОЭЗ «Лотос», АО «ОЭЗ «Технополис Москва» и АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» в целях развития производственных и логистических цепочек с прикаспийскими странами и государствами, тяготеющими к МТК «Север – Юг». 28 февраля в Тегеране я как сопредседатель Союза заключил меморандум о создании Международного союза ОЭЗ/СЭЗ МТК «Север – Юг» с председателем совета директоров и генеральным директором СЭЗ «Энзели» Мохаммадом Сиахкарзаде. Подписание прошло в рамках 17-го заседания российско-иранской МПК в присутствии заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Александра Новака и министра нефти Исламской Республики Иран Джавада Оуджи.
– Как удалось привлечь в ОЭЗ иранского резидента?
– Первые контакты с крупным частным иранским холдингом Golrang у нас состоялись еще в 2017 году. Тогда они только задумывались о выходе на российский рынок. В процессе многолетних переговоров мы убедили руководство в актуальности локализации производства в нашей промышленной ОЭЗ. И сегодня мы уже видим готовые цеха первого локализованного иранского завода моющих средств в России (ООО «Роза»). Мы продолжаем сотрудничество с иранскими партнерами и во многом благодаря слаженной командной работе при решении всех возникающих вопросов у инвесторов и авторитету, который мы имеем у иранских партнеров, они склоняются к локализации других предприятий в ОЭЗ «Лотос».
В 2021 году генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин был награжден почетной грамотой губернатора Астраханской области за успехи, достигнутые в добросовестной работе, высокий профессионализм и большой вклад в социально-экономическое развитие Астраханской области.
– Вы упомянули про Международный союз экономических зон. Что этот проект даст конкретно для развития ОЭЗ в Астраханской области и в России в целом?
– Создание Международного союза ОЭЗ и СЭЗ МТК «Север – Юг» направлено на повышение уровня экономического сотрудничества между странами, тяготеющими к МТК «Север – Юг», через взаимодействие управляющих компаний и объединений экономических зон. Совместными усилиями мы сможем быстрее запустить этот маршрут и использовать его для развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.
Создание Международного союза даст толчок в формировании и развитии транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг». Это позволит на международном уровне координировать усилия в области производственной кооперации, логистики и снимать барьеры, связанные с различием в законодательствах наших стран. Сотрудничество не ограничится только представителями России и Ирана – к Международному союзу планируется привлечь другие страны Каспийского региона и государства, заинтересованные в развитии МТК «Север – Юг». Сейчас мы ведем работу с партнерами из Туркменистана и Казахстана по присоединению к Международному союзу.
Для астраханских ОЭЗ это возможность более эффективного привлечения резидентов и расширения торгового сотрудничества между резидентами наших ОЭЗ и СЭЗ стран – участниц Международного союза. В масштабе страны этот проект может быть использован для решения задач по развитию производственных и технологических цепочек, создаст предпосылки для локализации в России, позволит нашим предприятиям выйти на новые рынки. Мы уже прорабатываем более 70 заинтересованных компаний из Ирана и около 50 из России. Далее будем включать другие страны по мере присоединения к Международному союзу.
– Что, на Ваш взгляд, сдерживает развитие и промышленной, и портовой ОЭЗ?
– Есть проблема нехватки кадров в районах Астраханской области, где находятся ОЭЗ. Поэтому резиденты зачастую нанимают специалистов из Астрахани и из других городов. Иногородние специалисты вынуждены жить в Астрахани и добираться до места работы около часа, потому что в Нариманове не хватает арендного жилья. Еще более остро стоит этот вопрос в портовой ОЭЗ, которая удалена от города Астрахани на 120 км.
Мы предложили создать в районах Астраханской области, где расположены ОЭЗ, современные эргономичные города-спутники, которые будут формироваться вокруг потребностей ОЭЗ, а также всего международного транспортного коридора «Север – Юг», который сегодня приобретает стратегическое значение для России из-за закрытия многих логистических цепочек по известным причинам.
Это очень важный вопрос, так как отсутствие комфортных условий для жизни может стать одной из главных причин смещения сроков реализации проектов резидентов.
«Мы пришли в ОЭЗ «Лотос», когда там еще было пустое поле. Честно, акционеры думали, стоит ли приземлять здесь проект, и больше склонялись к площадкам, где была построена инфраструктура. Но представители управляющей компании убедили нас, что именно через локализацию в Астраханской области мы сможем выйти на новые рынки сбыта своей продукции. Также здесь были созданы условия для расширения производства. Из небольшого цеха в 1,5 тыс. м² мы выросли в масштабное предприятие и сейчас запускаем третью очередь завода геосинтетических материалов. Мы вышли на производственную мощность в 10 млн м² продукции в год, поставляем свою продукцию по всей России, а также в Казахстан, увеличили количество персонала с 50 до 200 человек и не намерены останавливаться на достигнутом. На всех этапах развития нас поддерживали руководство и сотрудники управляющей компании», – комментирует генеральный директор ООО «Гекса-Лотос» Александр Кочетков.
Журнал "Региональная Россия"«В астраханских ОЭЗ создана благоприятная среда для иностранных инвесторов. И это в первую очередь огромная профессиональная работа руководства и коллектива управляющей компании по выстраиванию отношений с компаниями, в том числе из Ирана. Сергея Милушкина лично знают и уважают в государственных и бизнес-структурах Ирана. Он хорошо знаком со спецификой проекта МТК «Север – Юг», его проблемами и способами их решения. А создание Международного союза ОЭЗ и привлечение к этому проекту иранской стороны в лице Верховного совета свободных торгово-промышленных и особых экономических зон ИРИ и СЭЗ «Энзели» говорит от том, что у астраханских ОЭЗ есть большие перспективы выйти за рамки регионального проекта и стать международным, а Астрахань сможет стать логистической столицей Юга России», – комментирует эксперт по экономическим отношениям с Россией и вопросам развития МТК «Север – Юг», консультант и представитель генерального директора АО «ОЭЗ «Лотос» в Иране Саид Джалалифар.