Аналитика, выступления, интервью

17.08.2015

Особая экономическая зона «ЛОТОС» как фактор развития территории

В Астраханской области создается особая экономическая зона (ОЭЗ). По мнению региональных властей, ОЭЗ позволит России улучшить на Каспии свои позиции в сфере судостроения, даст толчок развитию шельфовых нефтегазовых проектов. О ходе реализации проекта корреспонденту «МФ» рассказала заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр экономического развития Астраханской области Элина Полянская. Беседу вела Наталья Миронова

«МФ»: Элина Викторовна, расскажите более подробно, где конкретно в регионе будет создаваться особая экономическая зона и каково текущее состояние дел?

– Действительно, Астраханская область приступила к разработке проекта обустройства территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которая создается на базе судостроительно-судоремонтных предприятий региона. Размещение ОЭЗ «ЛОТОС» планируется на территории Наримановского района Астраханской области, а ее общая площадь составит 9,8 кв. км.

Постановление № 1214 «О создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Наримановского района Астраханской области» принято Правительством Российской Федерации 18.11.2014, а 12 декабря 2014 года было заключено трехстороннее соглашение № С-772-АЦ/Д14/02-02-094 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Наримановского района Астраханской области между правительством Астраханской области, Минэкономразвития России и администрацией Наримановского района. Данное соглашение направлено на утверждение прав по управлению проектом создания ОЭЗ, обязанностей правительства Астраханской области, Министерства экономического развития Российской Федерации и администрации Наримановского района, определение границ территории и в том числе установку сроков разработки плана обустройства и проекта планировки особой экономической зоны. В соответствии со сроками, установленными соглашением, план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории будет разработан в 2015 году. Поэтому активный этап строительства объектов инфраструктуры начнется в 2016 году. Параллельно к строительству новых производств приступят первые резиденты ОЭЗ.

В апреле 2015 года приступила к работе управляющая компания ОЭЗ «ЛОТОС», назначен ее генеральный директор. Основной офис компании будет располагаться по месту нахождения ОЭЗ «ЛОТОС», то есть в Наримановском районе, а его филиалы будут находиться в Астрахани и Москве. Управляющая компания ОЭЗ отвечает за обеспечение выполнения работ по созданию объектов инфраструктуры, которые включают в себя таможенный терминал, объекты водоснабжения, водоотведения, строительство ливневой канализации, объекты газоснабжения, энергообеспечения, дорожного хозяйства.

«МФ»: Какие льготы и преференции будут иметь резиденты и инвесторы ОЭЗ «ЛОТОС»?

– Режим ОЭЗ предусматривает особую систему налоговых и таможенных льгот и преференций для резидентов. Ставка налога на прибыль понижается в 10 раз – с 20 до 2%. Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и транспортного налога. Однако льгота действует при условии, что имущество учитывается на балансе резидента ОЭЗ; создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ; используется на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ; расположено на территории ОЭЗ.

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ. Также резиденты освобождаются от земельного налога.

В настоящее время правительством Астраханской области уже согласованы виды налоговых преференций в отношении резидентов ОЭЗ, и сейчас ведется работа по формированию проектов соответствующих законов Астраханской области, официально устанавливающих данные льготы.

К резидентам особой экономической зоны применяется налоговый иммунитет – на них не распространяются изменения налогового законодательства, ухудшающие их положение.

Кроме того, у резидента особой экономической зоны появляется возможность применения ускоренной амортизации – дополнительного списания расходов на приобретение оборудования и производственных активов.

Таким образом, став резидентом особой экономической зоны, предприятия получат значительные налоговые и таможенные преференции, что даст возможность снизить издержки как минимум на 15%, значительно увеличить прибыль, повысить окупаемость проекта.

Помимо этого, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым НДС на ввозимые иностранные товары составит 0% и будет отменена ввозная пошлина.

Таможенный терминал будет оснащен высокотехнологичным оборудованием, позволяющим максимально сократить время прохождения таможенных процедур.

На территории ОЭЗ будет действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который предусматривает определенные преимущества для инвесторов. Реализуя инвестиционный проект на территории ОЭЗ, инвестор получает от 15 до 20% экономии затрат на инвестиционной стадии. На стадии производства к данному эффекту добавляется экономия за счет пониженных тарифов на энергоносители и водообеспечение, а также льготное налогообложение.

Важным является фактор экономии временных затрат на запуск проекта. В рамках режима особой экономической зоны время запуска проекта сокращается до 50%.

«МФ»: Будут ли решаться в каком-то особом порядке бюрократические и организационные вопросы ведения бизнеса в ОЭЗ?

– Для участников особой экономической зоны взаимодействие с государственными регулирующими органами станет максимально простым и прозрачным благодаря системе «одно окно». Эта система является единым центром приема документов, необходимых для решения вопросов аренды недвижимости, выкупа земельных участков, учета недвижимого имущества и регистрация прав на него, выдачи разрешений на строительство, получения технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Не стоит забывать, что инвесторы получат созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, это позволит снизить издержки на запуск нового производства.

Инвестиционные площадки ОЭЗ будут полностью обеспечены инфраструктурой энерго-, газо-, водоснабжения, связью и высокоскоростным Интернетом. Будут построены собственная подстанция по энергоснабжению и дополнительная газораспределительная подстанция.

«МФ»: Существуют ли какие-либо предпочтения или ограничения по отраслевой принадлежности предприятий и производств, которые планируется размещать на площадке зоны?

– Основным направлением деятельности особой экономической зоны станет судостроение, производство судового и нефтесервисного оборудования. Поэтому на территории ОЭЗ в первую очередь предполагается размещение производств крупных компаний – ведущих мировых производителей судового оборудования, лидеров в проектировании и производстве силового оборудования высокого, среднего и низкого напряжения, а также продуктов и технологий для автоматизации, широко применяющихся в судостроении, в металлургическом производстве, производстве электрооборудования, радионавигационного оборудования, производстве компонентов гидравлических систем, оказание нефтесервисных услуг и т.д. Также на территории ОЭЗ будут реализованы проекты в сфере производства металлоконструкций, высокотехнологичных ветродизельных генераторов, бытовой химии, электромагнитных материалов.

«МФ»: Что получат в результате осуществления проекта создания ОЭЗ жители Астраханской области?

– Кроме реализации производственной деятельности предприятий непосредственно в границах ОЭЗ концепция создания особой экономической зоны предусматривает также эффективное использование прилегающей к ней территории, которое направлено на создание объектов преимущественно социально-культурного назначения (жилье, медицинские, образовательные учреждения, детские сады, школы, бизнес-центры, культурно-развлекательные центры и т.д.), где открываются перспективы для ведения предпринимательской деятельности представителями малого и среднего бизнеса.

«МФ»: Каких результатов с учетом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития можно ожидать от ОЭЗ?

– Создание ОЭЗ направлено на укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке и налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, стимулирование социально-экономического развития Астраханской области за счет создания новых рабочих мест и промышленных объектов, привлечения инвестиций.

Проект создания ОЭЗ позволит обеспечить формирование на территории России большей части стоимости объектов освоения шельфовых месторождений с участием ведущих мировых лидеров, носителей новейших технологий в данной сфере и создаст условия для привлечения представителей ведущих зарубежных предприятий по изготовлению оборудования и их кооперации с отечественными судостроительными компаниями по обмену технологиями и опытом. Данный фактор обеспечит также экономию бюджетных расходов при размещении государственных заказов на постройку флота на судостроительных предприятиях, работающих в условиях особой экономической зоны.

В результате при реализации данной стратегии и при достижении приемлемой конкурентоспособности судостроения, целенаправленном и комплексном развитии в отрасли Россия может иметь долю в мировом судостроении 3-5%, занимая 6-8-е место по объемам гражданского судостроения. Причем этот рынок – это только возврат российских заказчиков в страну.

ОЭЗ «ЛОТОС» – это долгосрочный проект, результатом реализации которого станет мультипликативный эффект развития производственных отраслей экономики. При этом объем вложенных средств многократно окупится полученным эффектом. Создание ОЭЗ в течение периода ее функционирования (проект разрабатывается на 49 лет) обеспечит поступление более 116 млрд рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Особая экономическая зона призвана кардинально изменить реальный сектор экономики, обеспечить переход к новой промышленной политике. Уже проведены переговоры и подписаны предварительные соглашения с 19 крупнейшими мировыми компаниями, которые заинтересованы войти в наш проект. Проект создания ОЭЗ поддержан президентом России Владимиром Путиным.

По предварительным оценкам, при успешной реализации планов по размещению на территории ОЭЗ новых производственных площадок уже в 2020 году территория ОЭЗ станет базой для успешной работы более 40 промышленных предприятий высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, объемы привлеченных инвестиций составят около 50 млрд рублей, ежегодные налоговые поступления в федеральный бюджет – более 1,5 млрд рублей. Будет обеспечено создание более 13 тысяч новых рабочих мест. Социальная инфраструктура позволит обустроить на территории Наримановского района Астраханской области новую среду для комфортного и удобного проживания и работы, досуга и отдыха европейского уровня.

«МФ»: Считаете ли Вы, что одним из факторов создания ОЭЗ стало активное освоение шельфа Каспийского моря? И как влияют нефтегазовые проекты на развитие судостроительной отрасли региона?

– В настоящее время Каспийский регион является наиболее активно растущим районом разведки и добычи нефтяных ресурсов, занимая третье место в мире по объемам запасов, и имеет решающее геополитическое значение для России. В российском секторе Каспийского моря открыто восемь крупных нефтегазоконденсатных месторождений, промышленные прогнозные запасы которых: нефть и газовый конденсат – порядка 1,1 млрд тонн, природный газ – около 800 млрд куб. м. При этом потенциальные возможности недр Северного Прикаспия относительно выявления новых месторождений нефти, газа, конденсата еще не раскрыты полностью.

Только программа комплексного освоения месторождений Каспийского моря нефтяной компанией «Лукойл» предусматривает строительство около 30 крупных объектов нефтедобывающей инфраструктуры (платформ, жилых и производственных модулей и пр.). При этом общая потребность в платформах для Каспийского моря оценивается в диапазоне 71-87 единиц.

Астраханская область обладает преимуществом по возможностям и срокам транспортировки сложных конструкций обустройства месторождений. Технологически платформы могут быть доставлены в кратчайшие сроки в любую точку шельфа Каспийского моря с минимальными издержками. Благодаря своему географическому положению Астраханская область является единственным регионом России, обладающим производственными возможностями создания сложных объектов и технических средств для работы на морских нефтяных месторождениях, и центром управления шельфовыми проектами освоения запасов Каспийского моря ведущими российскими корпорациями. Судостроительный комплекс Астраханской области представлен 10 крупными предприятиями. Ведущие астраханские судостроительные предприятия развивались как центр создания оборудования для разведки и добычи углеводородов на морских месторождениях. В 1970-1980-е годы астраханские верфи вели серийное строительство самоподъемных и полупогружных буровых платформ.

Текущая ситуация характеризуется освоением целого ряда каспийских месторождений и активизацией геолого-разведочных работ на море, что потребовало строительства новых, большей частью уникальных объектов на предприятиях судостроения.

Технический потенциал астраханских предприятий к Каспийскому морю позволяет сегодня выполнять заказы практически любой сложности и позиционировать астраханские верфи как базовые предприятия в шельфовом судостроении для нужд Каспия. Консолидация российских мощностей по созданию морских нефтегазовых сооружений позволит получить существенные конкурентные преимущества и в перспективе стать одним из значительных игроков на мировом рынке. Объекты офшорного судостроения занимают самую большую долю портфеля заказов гражданского судостроения астраханских предприятий. Это связано с тем, что крупнейшие судостроительные заводы изготавливают технические средства для обустройства шельфовых месторождений.

У астраханских судостроителей существует опыт объединения ресурсов с иностранными компаниями в целях своевременного и качественного исполнения заказов. В первую очередь иностранные компании являются для них партнерами и источником получения новых технологий. В настоящий момент освоение месторождений Северного Каспия требует привлечения значительных ресурсов, технологического усовершенствования существующих мощностей. Фактически верфи Астраханской области могут выступать как комплексный подрядчик по строительству морской техники для шельфа, поскольку здесь сосредоточен крупнейший судостроительный комплекс юга России, имеются конструкторские бюро, астраханским судостроителям принадлежат уникальные в Каспийском бассейне плавучие краны. У судостроителей Астраханской области имеется богатый опыт строительства объектов по заказу зарубежных компаний.

Предприятия регионального судостроения строят объекты различного назначения – сухогрузные суда, танкеры, буксиры, рефрижераторы, крановые суда различной грузоподъемности. Также крупные предприятия судостроительного комплекса Астраханской области специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений для освоения шельфовых месторождений.

Качество работы астраханских корабелов имеет очень высокую оценку, которая подтверждается сертификатами Российского морского и речного регистров, Английским и Германским Ллойдом, Американским бюро судостроения, норвежским классификационным обществом DNV, Бюро Веритас, Ростехнадзором и другими.

Сегодня астраханские предприятия создают объекты для обустройства месторождений Казахстана и Туркменистана, выполняют заказы для зарубежных заказчиков Китая, Италии, Норвегии, Малайзии, ОАЭ. На региональных судостроительных заводах ведется строительство объектов обустройства российских месторождений им. Корчагина и В. Филановского.

Эксплуатация месторождения им. Ю. Корчагина демонстрирует сегодня максимальную динамику объемов добычи. В 2014 году на месторождении введены в эксплуатацию 4 добывающие скважины. Объем освоенных инвестиций за 2014 год составил около 10,5 млрд рублей, а за весь период реализации проекта – 77,4 млрд рублей. Уже в 2012 году по данному месторождению было зафиксировано событие общероссийского масштаба – добыча 1 млн тонн нефти с начала реализации проекта. По итогам отчетного года объем добычи нефти нарастающим итогом составил более 4 млн тонн.

В активной стадии обустройства находится крупнейшее газоконденсатно-нефтяное месторождение им. В. Филановского. Объем инвестиций по нему составит более 237 млрд рублей, за 2012-2014 годы объем освоенных инвестиций достиг почти 73,5 млрд рублей. Добыча нефти должна начаться к концу 2016 года и составит около 6 млн тонн ежегодно. В 2014 году завершился береговой этап строительства верхних строений платформ морских сооружений для данного месторождения, в рамках которого осуществлены транспортировка верхнего строения центральной технологической платформы, построенной ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг»; верхнего строения платформы жилого модуля № 1, верхнего строения райзерного блока, построенных на ОАО «ССЗ «Красные баррикады», завершена транспортировка верхнего строения ледостойкой стационарной платформы № 1, построенной на ОАО «АСПО». В настоящее время идет достройка данных объектов в море.

Помимо строительства объектов месторождения им. В. Филановского астраханские судостроители активно участвуют в строительстве объектов обустройства шельфовых месторождений прикаспийских государств. На ОАО «АСПО» в 2014 году завершено строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Меркурий» по заказу российской компании «БКЕ-Шельф». Продолжается строительство многофункционального судна, предназначенного для обеспечения работы морских стационарных платформ по заказу компании Dragon Oil (ОАЭ).

В результате за последние 10 лет объемы производства в отрасли по производству транспортных средств и оборудования выросли почти в 3 раза

Возврат к списку