Международный транспортный коридор «Север-Юг»

Международный транспортный коридор «Север-Юг» является основным маршрутом для перевозки грузов из Индии, Юго-Восточной Азии, Африки и стран Ближнего Востока в Европу и обратно, минуя Суэцкий канал. Основные преимущества МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок, что позволяет грузоотправителям экономить на времени и стоимости перевозки.

В сентябре 2000 в Санкт-Петербурге в ходе II Евроазиатской конференции по транспорту Россия Иран и Индия подписали межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», к которому позднее присоединились Оман, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Сирия и др. страны.

Активизация процесса по развитию МТК «Север-Юг» в Российской Федерации началась три года назад, в том числе на это повлиял прошедший в 2018 году Пятый каспийский саммит, на котором была принята историческая Конвенция о правовом статусе Каспийского моря.

Президент РФ В.В. Путин: "Мы поддерживаем проект международного коридора «Север – Юг», он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщения, которые мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы – ежегодно это до 25 миллионов тонн из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию".

Астраханская область представляет Россию в стратегически важном Прикаспийском макрорегионе, на пересечении международного транспортного коридора «Север-Юг» и северной части Великого Шелкового пути. Астраханская область исторически играла роль связующего звена между странами Запада и Востока и являлась торговыми воротами России на Каспии, поэтому создать портовую ОЭЗ было решено именно в Астраханской области.